Главная » Статьи » Мои статьи

«Специфика работы учителя с примерными программами в рамках нового ФГОС»

Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы:

-пояснительную записку;

-планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

-базисный учебный план образовательного учреждения;

-программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

-программы отдельных учебных предметов;

-программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

-программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

-систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.  

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется кругозор детей, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования:

-Резко возросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были основными источниками получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребёнка. Однако тот объём информации, который воспринимается детьми, негативно влияет на психологические особенности ребёнка. Информация часто бессистемна и не учитывает возрастных особенностей ребёнка. У современного школьника появились новые возможности получения информации – интернет, телевидение и т.д.

-Современные дети очень мало читают, особенно классическую художественную литературу. Из-за низкой культуры чтения возникают трудности обучения в школе, трудности развития логического мышления и воображения, не всегда осмысленно анализируют текст различных жанров. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной литературы. Главная задача учителя становится требование – «научить ребёнка читать» – читать целенаправленно, осмысленно, творчески.

Современные дети ограничены общения со сверстниками. Дворы и дворовые коллективы постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со сверстниками часто оказываются недоступны для младших школьников. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.

-Наблюдается поляризация детей по уровню умственного и познавательного развития, сформированности познавательных интересов и инициативы. Очень много детей попадают в категорию риска – детей со «специальными нуждами», «интеллектуально пассивных», «часто болеющих», и просто трудных и проблемных детей. Повышенная уязвимость детей и подростков группы требует совершенствования образовательного процесса с учётом необходимости социальной и психолого–педагогической компенсации трудностей развития.

-Сегодня дети и подростки более открыто выражают и отстаивают своё мнение, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Очень часто наблюдается то, что дети и подростки испытывают чувство враждебности, тревоги, неуверенности.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму и счёту, а критерием успешности – уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная школа должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

-личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

-метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

-предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс. Прежний стандарт с помощью минимума содержания чётко и подробно предопределял содержание каждой темы. Каждый педагог мог, конечно, располагать элементы содержания в определённой логике. В новом Федеральном государственном стандарте такого понятия как минимум содержания не существует.

В основу разработки примерных программ начального общего образования положены три системы требования. Во-первых, это требования к результатам освоения образовательных программ, во-вторых, к структуре образовательных программ (организация и содержание), в-третьих, к условиям реализации образовательных программ. Эти важнейшие требования предопределяют все остальные элементы нормативного сопровождения, которые разрабатываются на основе нового стандарта.

Основой для разработки основных образовательных программ и образовательных программ учреждений общего образования является требования к структуре образовательных программ. В рамках реализации этих требований Министерство образования и науки разрабатывает и утверждает Базисный учебный план, определяющий перечень обязательных предметов и число часов на их изучение для каждой из ступеней образования. Учебный план содержит две составляющие: обязательную часть и часть формируемую участниками образовательного процесса, включающую, в том числе внеурочную деятельность. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяется в соответствии с действующими санитарными нормами.

Примерные программы носят ориентирующий и некатегоричный характер. Это значит, что образовательные учреждения имеют право отступать от рекомендаций примерных программ при обязательном исполнении требований стандарта, относящийся  к результатам образования. Примерные программы написаны в логике науки, а не в логике изучения. Поэтому прямо пользоваться ими на уроке невозможно. Например, в самом начале программы «Окружающему миру»рассматривается разница природных объектов и вещей, объясняем, что такое вещества и в каких состояниях они бывают. Понятно, что в первом классе такие понятия изучать нельзя. Это значит, что примерные программы создавали прежде всего для авторов будущих учебников и издательств, которые превратят их в реальные программы для школы.

Как же использовать примерные программы учителю? Проверять с их помощью тот учебник, по которому он собирается преподавать?

Наше государство уполномочило для этих целей такие уважаемые организации как, например, Российскую академию образования, Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и некоторые другие. Они подробно рассматривают каждый учебник на предмет его соответствия Федеральному государственному стандарту образования. На основании заключения от двух подобных организаций Министерство образования и науки включает в Федеральный перечень только те учебники, которые полностью соответствуют стандарту. По итогам этой предварительной работы по отбору учебников учитель и образовательное учреждение выбирает из Федерального перечня в соответствии с законом об образовании.

Каждый учитель должен рассмотреть содержание курса в учебной программе, чтобы понять логику содержания и его отбора для изучения. Но главный элемент, который следует взять на вооружение учителю – тематическое планирование. Там показаны различные подходы к построению реальных учебных программ. Например, по «Математике» предлагаются три варианта планирования. Первый вариант – базовый, второй и третий варианты с расширенным изучением некоторых разделов курса. Первый вариант планирования не только обеспечивает достаточную для продолжения образования предметную подготовку, но и расширяет представления обучающегося о математических отношениях и закономерностях окружающего мира. Усиление геометрической направленности курса математики во втором варианте планирования способствует более углубленному рассмотрению вопросов, связанных с геометрией. Третий вариант планирования ориентирован на развитие у обучающихся умений работать с информацией. Второй и третий варианты тематического планирования углубляют интеграцию курса математики с другими учебными предметами.

Но самый важный элемент тематического планирования – характеристика деятельности учащегося. Ведь новый стандарт впервые основан на деятельностном подходе. Это значит, что учитель не сможет, как прежде сказать, что я постарался понятно объяснить детям весь необходимый учебный материал. Этого мало для успеха его учеников в современном обществе. От учителя будет требоваться создать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижение новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом от ученика требуется не столько внимательно слушать учителя, сколько осваивать знания и умения в деятельности.

Отличие в деятельности учащихся в разных вариантах планирования примерной программы по окружающему миру.

содержание

Характеристика деятельности в исходном варианте планирования

Характеристика деятельности в естественнонаучном варианте планирования

Животные, их разнообразие.

Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.

Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).

Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные.

Роль животных в природе и в жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. 

Описывать внешний вид. Характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).

Характеризовать способы питания, размножения; условия необходимые для жизни животных.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о растениях и животных своего региона, обсуждать полученные сведения.

Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей.

Сравнивать способы питания, размножения, обмена информацией, характерных для животных.

Характеризовать условия, необходимые для жизни животных.

Характеризовать роль животных в природе и жизни людей.

Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

Извлекать ( по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о растениях и животных своего региона, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.

 

В заключении своего доклада подведу итог того, что примерная программа используется авторами учебников при разработке конкретной авторской программы к определённому учебнику, которую учитель и использует в непосредственной ежедневной деятельности.

При необходимости, учитель обращается к примерной программе для проверки своих сомнений в понимании определённой темы и для определения видов деятельности, в которые он должен вовлечь своих учеников.

Категория: Мои статьи | Добавил: nataluhinan (07.12.2016) | Автор: Наталухина Наталья Николаевна E
Просмотров: 167 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar