Главная » Статьи » Мои статьи

Что такое «Риторика»

Что такое «Риторика»

Прежде, чем говорить о курсе  «Риторика», давайте вспомним, какие главные задачи решают уроки русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Целью уроков русского языка является:

1. Развитие устной и письменной речи учащихся как коммуникативной формы русского языка.

2. Формирование практических умений в использовании теоретических знаний.

На уроках чтения в начальной школе дети читают и слушают только литературные произведения; формируется умение чувствовать, видеть идею произведения.

Что же такое риторика, каковы ее цели?

 Сл.1  Риторика не просто древняя, а древнейшая наука. Своего расцвета она достигла в Древней Греции, примерно 2500 лет (две с половиной тысячи лет) назад.
    Древние греки считали риторику очень важной наукой, нужной каждому человеку. Поэтому риторике учили в школе специально, как чтению и письму.

 

Сл. 2. Учили говорить, то  есть:

 

объяснять
сообщать
информировать

хвалить
воспевать
приветствовать

убеждать
спорить
договариваться

призывать
воодушевлять
и т. д.

 

  сл.3   При этом каждого учили говорить так, чтобы его слушали, понимали, чтобы он добивался своей цели.
    Потом уже стали учить писать так же хорошо.

Риторика – это наука, которая …

учит говорить и писать искусно, умело и успешно.

 

Риторика позволяет более полно реализовать задачи русского языка и литературного  чтения. Она дает целостность восприятия всего поля родного языка; формирует активного читателя и слушателя. Риторика учит умелому, успешному и эффективному общению.

Курс риторики носит сугубо практический характер, поэтому главное место в программе занимают коммуникативные умения. Для формирования этих умений вводятся необходимые понятия.

Все умения - основные и конкретные - делятся на 2 группы:

1. Умение анализировать и оценивать общение.

2. Умение говорить, слушать, читать, писать - умение общаться.

Главное для нас, чтобы дети умели пользоваться даром слова и умели общаться.

В программе каждого класса выделяются 2 блока.

1) Общение.

Этот блок даёт представление о том, как люди общаются, какие виды общения существуют, что такое речевая ситуация.

На основе этих сведений у детей формируется важнейшее умение - ориентироваться в ситуации общения:

- учитывать с кем, говоришь, почему, для чего

- каким тоном при этом нужно говорить, каким должен быть темп речи

- учитывать мимику, жесты, позу во время общения

- умения утешить, успокоить словом

-умение слушать другого человека

-умение по глазам, по взгляду понимать человека

-умение общаться вежливо

2)  Речевые жанры.

Этот блок дает представление о таких речевых жанрах, как:

- письмо

- поздравление

- объявление

 Курс риторики помогает решать многие нравственные задачи. Такие важные темы о том, как вести себя в различных ситуациях, становятся предметом обсуждения на уроках.

«Как правильно поприветствовать»,

«Как не обидеть словом»,

 «Как разговаривать по телефону»,

«Как правильно поблагодарить, поздравить человека с чем-то»,

«Как правильно попрощаться».

С этих важнейших вещей начинается изучение риторики в 1 классе. И далее в следующих классах весь материал учебника носит воспитывающую функцию.

Поскольку «Детская риторика» носит открытый характер, это дает возможность интегрирования уроков риторики с уроками русского языка и литературного чтения.

Приведу несколько примеров из практики.

 

 

Нельзя забывать о дыхательно-речевых упражнениях, чаще работать хором:

 произносить чистоговорки, скороговорки, причем в разные моменты урока, для речевой разминки; хорошо всем вместе спеть песню или послушать музыку, чтобы создать определенное настроение.

 

Главное - чтобы ни один ученик не просидел молча весь урок.

Тогда занятие риторики станет для ребенка не только обучающим и развивающим, но и самым любимым уроком, где можно творить, выдумывать, сочинять.

 

Литература:

1. Тексты, задания и иллюстрации из учебника для 2-го класса «Детская риторика в рассказах и рисунках» Т. А. Ладыженской, Н. В. Ладыженской, Р. И. Никольской, Г. И. Сорокиной

2. Задания из методических рекомендацийдля учителя по курсу «Риторика» для 2 –го класса Т. А. Ладыженской, Н. В. Ладыженской, Р. И. Никольской, Г. И. Сорокиной

3. Разработки уроков с сайта 
www.school2100.ru

4. Картинки с images.yandex.ru

Категория: Мои статьи | Добавил: nataluhinan (07.12.2016) | Автор: Наталухина Наталья Николаевна E
Просмотров: 197 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar