Главная » Статьи » Мои статьи |
Что такое «Риторика» Прежде, чем говорить о курсе «Риторика», давайте вспомним, какие главные задачи решают уроки русского языка и литературного чтения в начальной школе. Целью уроков русского языка является: 1. Развитие устной и письменной речи учащихся как коммуникативной формы русского языка. 2. Формирование практических умений в использовании теоретических знаний. На уроках чтения в начальной школе дети читают и слушают только литературные произведения; формируется умение чувствовать, видеть идею произведения. Что же такое риторика, каковы ее цели? Сл.1 Риторика не просто древняя, а древнейшая наука. Своего расцвета она достигла в Древней Греции, примерно 2500 лет (две с половиной тысячи лет) назад.
Сл. 2. Учили говорить, то есть:
объяснять
сл.3 При этом каждого учили говорить так, чтобы его слушали, понимали, чтобы он добивался своей цели. Риторика – это наука, которая … учит говорить и писать искусно, умело и успешно.
Риторика позволяет более полно реализовать задачи русского языка и литературного чтения. Она дает целостность восприятия всего поля родного языка; формирует активного читателя и слушателя. Риторика учит умелому, успешному и эффективному общению. Курс риторики носит сугубо практический характер, поэтому главное место в программе занимают коммуникативные умения. Для формирования этих умений вводятся необходимые понятия. Все умения - основные и конкретные - делятся на 2 группы: 1. Умение анализировать и оценивать общение. 2. Умение говорить, слушать, читать, писать - умение общаться. Главное для нас, чтобы дети умели пользоваться даром слова и умели общаться. В программе каждого класса выделяются 2 блока. 1) Общение. Этот блок даёт представление о том, как люди общаются, какие виды общения существуют, что такое речевая ситуация. На основе этих сведений у детей формируется важнейшее умение - ориентироваться в ситуации общения: - учитывать с кем, говоришь, почему, для чего - каким тоном при этом нужно говорить, каким должен быть темп речи - учитывать мимику, жесты, позу во время общения - умения утешить, успокоить словом -умение слушать другого человека -умение по глазам, по взгляду понимать человека -умение общаться вежливо 2) Речевые жанры. Этот блок дает представление о таких речевых жанрах, как: - письмо - поздравление - объявление Курс риторики помогает решать многие нравственные задачи. Такие важные темы о том, как вести себя в различных ситуациях, становятся предметом обсуждения на уроках. «Как правильно поприветствовать», «Как не обидеть словом», «Как разговаривать по телефону», «Как правильно поблагодарить, поздравить человека с чем-то», «Как правильно попрощаться». С этих важнейших вещей начинается изучение риторики в 1 классе. И далее в следующих классах весь материал учебника носит воспитывающую функцию. Поскольку «Детская риторика» носит открытый характер, это дает возможность интегрирования уроков риторики с уроками русского языка и литературного чтения. Приведу несколько примеров из практики.
Нельзя забывать о дыхательно-речевых упражнениях, чаще работать хором: произносить чистоговорки, скороговорки, причем в разные моменты урока, для речевой разминки; хорошо всем вместе спеть песню или послушать музыку, чтобы создать определенное настроение.
Главное - чтобы ни один ученик не просидел молча весь урок. Тогда занятие риторики станет для ребенка не только обучающим и развивающим, но и самым любимым уроком, где можно творить, выдумывать, сочинять.
Литература: 1. Тексты, задания и иллюстрации из учебника для 2-го класса «Детская риторика в рассказах и рисунках» Т. А. Ладыженской, Н. В. Ладыженской, Р. И. Никольской, Г. И. Сорокиной 4. Картинки с images.yandex.ru | |
Просмотров: 197 | |
Всего комментариев: 0 | |